Содержание:
Сегодня добраться до Красной Поляны можно на электричке или широкой автостраде. Туристы не могут себе представить, что раньше приехать в поселок можно было только по дороге, высеченной прямо в скале, а до ее строительства жители могли ездить только по конной тропе. Из-за снега она становилась непроходима более шести месяцев в году.
Старая дорога на Красную Поляну: заброшенный путь в Сочи
Вот уже 15 лет сочинцы и гости курорта могут добраться до Красной Поляны по широкой и безопасной автодороге. А раньше по узкому пути проезжали не только автомобили, но и туристические автобусы. Поездка по этому участку была совсем небезопасной. Автобусы, курсирующие маршруту, были оборудованы специальными металлическими сетками, которые защищали их от камнепадов. В самых опасных местах дороги устанавливали защитные бетонные навесы, а со стороны обрыва — ограждения. Но все это мало снижало аварийную опасность. Поездка до Красной Поляны ежедневно была связана с огромным риском.
Особо опасным был скалистый участок, именно в этом месте чаще всего происходили камнепады. Во время сильных снегопадов дорогу полностью закрывали. Это отрезало поселок Красная Поляна от остального мира. Продукты жителям доставляли вертолетами. С 60 годов между Адлером и Красной Поляной ежедневно летали рейсовые вертолеты.
История дороги
Первая трасса до Красной Поляны, которая соединяла поселок с центром, была построена в конце XIX века. История освоения этого пути началась после окончания Кавказской войны. На Красной Поляне было разбито поселение, которое носило название Романовское.
Дорога стала жизненно важной артерией для поселка. Но поездки по ней всегда были связаны с огромным риском. Несмотря на то, что на строительство было потрачено много царских денег, тоннели через горы в то время не делали. Попытки доезжать до места были связаны с риском попасть под камнепад.
Дорога Адлер-Красная Поляна строилась в очень тяжелых условиях. Ее вырубали в скале, используя для этого взрывчатку. Наиболее сложным участком было ущелье Ахцу. При строительстве погибло много человек.
Проводят ли туда экскурсии
Сейчас старая трасса на Красную Поляну — это закрытый участок горного пути. Проезд по нему воспрещен. Туристам показывают его во время поездки на экскурсии. Состояние дорожного пути свидетельствует о том, что оно давно не эксплуатируется. По пути встречаются обвалы, следы камнепадов, сломанные дорожные ограничители. В большинстве мест шоссе заросло кустами и травой.
На старую трассу нельзя заехать на автомобиле, но встречаются туристы, которые приезжают сюда на велосипедах, скутерах или организуют пешие прогулки. Чтобы попасть на этот участок нужно направиться со стороны Красной Поляны. Перед въездом в Кепшенский тоннель надо свернуть налево с основной трассы. Если ехать со стороны Адлера, то поворачивать следует направо.
О строительстве дороги на Красную Поляну
Сегодня от Адлера до Красной Поляны на автомобиле можно доехать за 40 минут. Это стало возможным после строительства новой трассы. Она открыта для машин, туристических автобусов. Несколько раз в день в сторону Красной Поляны курсируют электрички. На них можно добраться сюда с Адлера, Сочи, Майкопа, Лоо. Стоимость билета варьируется от 180 рублей. *
Новый путь до поселка стал не только безопасным, но и более кратким. Он составляет 71 километр. Маршрут, построенный в 2013 году относится к скоростной трассе, здесь нет серпантинов, резких перепадов.
Власти Сочи планируют восстановить старую дорогу и сделать из нее место для экскурсий. Но никаких работ в этом направлении не ведется. Местные жители надеются, что скальный участок старого пути будет сохранен и станет одной из достопримечательностей района.
Советы и рекомендации опытных туристов и путешественников
Для тех туристов, кто отдыхает в Сочи и очень хочет посмотреть своими глазами остатки одной из самых опасных дорог, рекомендуется следовать советам опытных путешественников.
На старую трасу можно попасть через технологический тоннель. Он идет от новой дороги Адлер-Красная Поляна. На старую автотрассу есть два входа, но один из них остался недоделанным. У местных жителей есть предположение, что это было сделано намеренно. Военная воздушная разведка, обнаружив два входа, не сможет определить, какой из них настоящий.
Сейчас проехать по отрезку старого пути можно только на внедорожнике. При этом он должен иметь минимальный вес и быть скоростным. С дороги открывается великолепный вид на каскад Ахцу. Это горная цепь порогов, которые пробивает себе река Мзымта. Этот переход относится к препятствию высшей шестой степени сложности.
Каскад Ахцу относится к туристической достопримечательности. Над каскадом находится самый старый тоннель в Сочи. Он рассчитан только на одностороннее движение. Сразу за тоннелем есть площадка, с которой открывается великолепный вид. Здесь нет искусственных ограждений, поэтому фото получаются отличными.
Приехав на экскурсию по старому участку дороги, обязательно нужно посмотреть остаток опор ЛЭП. Это сложнейшее технологическое решение приводит в восторг. Опора закреплена на скале и как будто парит в воздухе. Сейчас все линии проходят над хребтами, а старые ЛЭП демонтированы. Путешественники могут полюбоваться лишь остатками. Соединение с основной трассой Адлер-Красная Поляна завалено, поскольку в этом месте прошел мощный камнепад.
Несмотря на то, что сейчас до Красной Поляны проложена качественная автострада, старую дорогу важно сохранить, как достопримечательность. Кроме того, ее можно использовать как смотровую площадку, поскольку с нее открывается великолепная панорама на горные вершины и реку Мзымта с каскадом Ахцу.
* Цены актуальны на октябрь 2018 года.