Страх перед полетами может испытывать любой человек, даже пилот или бортпроводник. Вопрос в том, является ли это чувство здоровым волнением, которое быстро проходит, или становится навязчивой патологией и мешает выполнять свои трудовые обязанности или вести полноценную жизнь.

Аэрофобия

Аэрофобией называется боязнь полетов на летательных аппаратах. Этот страх содержит в себе рациональный и иррациональный элемент. Существует здоровое опасение за свою жизнь, поскольку самолет — сложное инженерно-техническое устройство, как любая техника, он может выйти из строя. При этом пассажир не может знать наверняка, что его самолет разобьется, все сводится к иррациональному «а вдруг это случится именно со мной». Это состояние неприятно даже для тех, кто редко летает, а для людей, которые вынуждены совершать авиаперелеты часто, скажем, по работе, такая фобия снижает качество жизни и способна привести к неврозу и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Страх перед полетами

Страх в воздухе во многом связан с ощущением потери контроля: на высоте 10 тыс. км пассажир понимает, что от него мало что зависит. Человеку нужно ощущать землю под ногами, а в самолете люди буквально оторваны от земли. Зачастую аэрофобия тесно связана с клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства) и акрофобией (страхом перед высотой) и иногда выступает симптомом указанных состояний. Салон пассажирского лайнера — это довольно тесное пространство, с маленькими иллюминаторами, с одним или двумя узкими проходами между рядами, где незнакомцы буквально трутся локтями друг об друга.

Самолет — это замкнутое пространство на большой высоте

На физическом и психическом уровне страх перед полетом проявляет себя следующим образом:

  • нервозность за несколько дней до предстоящего полета;
  • головокружение;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • одержимость поиском информации об авиакатастрофах;
  • отказ лететь, даже если это необходимо.

Важно! Если самостоятельно справиться с боязнью летать на самолете не удается, необходимо обратиться за профессиональной помощью. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение: назначаются препараты седативного действия, снимающие спазмы и судороги (необходима консультация врача).

Некоторым пациентам преодолеть страх помогают курсы полетов на тренажерах виртуальной реальности, имитирующих взлет и посадку, тряску, турбулентность и шумы, которые издает лайнер при нормальном полете. Однако вопрос остается открытым: что делать, если человек боится летать на самолете?

Как сохранить спокойствие перед полетом

Если человек страдает аэрофобией, а летать приходится, возникает вопрос, как перестать бояться летать на самолете.

Обратите внимание! Тщательная организация поездки и правильный настрой обеспечат определенное ощущение контроля и укрепят уверенность в своих силах. Для этого нужно изменить свое психофизическое состояние, а также выполнить некоторые действия непосредственно перед посадкой на рейс.

Контроль физического состояния

За пару недель до предстоящего полета можно начать принимать легкие успокоительные препараты (согласно инструкции). В это время желательно особенное внимание уделять здоровому образу жизни:

  • больше бывать на свежем воздухе;
  • отказаться от алкоголя;
  • делать физические упражнения;
  • пить достаточное количество воды.

Упражнение на дыхание

Психологи рекомендуют делать несложные дыхательные упражнения. Например, медленно дышать через нос, считая до четырех на вдохе и на выдохе. В этот момент кровь и все ткани обогащаются кислородом, мышечное напряжение спадает, нервная система расслабляется.

Управление эмоциями

За несколько дней до полета рекомендуется избегать дополнительных стрессов и сохранять ровный эмоциональный настрой.

Чтение является хорошим способом отвлечься от неприятных мыслей и страхов. Стоит попробовать перечитать книгу, которая нравится и вызывает приятные эмоции.

Чтение во время полета

Старые комедии или добрые отечественные мультфильмы также способны возродить приятные воспоминания и напомнить, что жизнь — это больше, чем перелет в несколько часов.

Обратите внимание! Чего точно не стоит делать, так это искать информацию об авиакатастрофах и рассматривать фотографии с мест крушений. Это лишь усилит страх. Негативная статистика зачастую пересиливает факты — мало кто из пассажиров ведет учет того, сколько успешных рейсов самолеты совершили за сутки.

Регистрация на рейс

Еще один способ, как побороть страх полета на самолете. Непосредственно перед поездкой можно выполнить несколько действий.

Примерно за сутки можно изучить схемы рассадки в самолете на сайте авиакомпании (если такая опция существует), выбрать желаемое место и зарегистрироваться онлайн. Некоторые перевозчики предлагают сделать это за 24 часа до полета. Так как в хвосте салона тряска, как правило, ощущается сильнее, а в середине шум от работающих двигателей громче, можно попробовать сесть в первых рядах. Не пугайтесь, здесь самые спокойные места.

Можно выбрать комфортные для себя места

Подготовительный процесс должен быть хорошо организован: билеты, деньги, кредитные карты, ключи должны быть на месте, свет, газ и вода отключены, окна и двери закрыты, такси заказано на нужное время, багаж собран, телефоны, фотоаппарат и зарядки взяты, предметы, которые нельзя провозить в ручной клади, должны находиться в багаже (более подробно узнать об этом можно заранее на сайте авиакомпании). Необходимо убрать все второстепенные факторы стресса (страх опоздать или что-то забыть), чтобы они не стали поводом отказаться от полета и вернуться домой.

К полету готовы!

Несколько полезных советов для боящихся летать:

  • На борту сухой воздух, поэтому при себе нужно иметь влажные салфетки, чтобы освежать лицо и руки, и негазированную питьевую воду, чтобы избежать обезвоживания (еще одна причина отказаться от алкоголя на борту — он усиливает чувство жажды).
  • В ночь перед полетом можно поспать меньше, чтобы с легкостью уснуть на борту (взять подушку под шею и маску для сна).
  • Отказаться от кофе и шоколада на борту.
  • Одеться в самолет удобно, во что-то мягкое, свободное, из натуральных тканей. От тревожности потливость будет усиливаться, облегающая одежда добавит дискомфорта. На ногах должна быть удобная обувь.

Желательно приехать в аэропорт заранее, посмотреть на самолеты за окном, на то, как загружают багажные отделения, понаблюдать за взлетом. Вид профессионалов, уверенно выполняющих свою работу, поможет успокоиться.

Авиалайнер в небе

Фобия порождает чувство изоляции. Кажется, что человек совсем один и никто не может понять его состояния. На самом деле, это не так. Бортпроводники и пилоты летают часто и тоже испытывают волнение. Аэропорт — динамичное место, кто-то прилетает, кто-то улетает. Он полон людей, таких же пассажиров, которые смогли победить страх. Кроме того, современные аэровокзалы— это, зачастую, прекрасные образцы архитектуры, в них есть, на что посмотреть. Можно просто побродить по зданию, размеренно шагая, спокойно вдыхая и выдыхая.

На заметку. Важно найти что-то хорошее в ситуации: воздушный перелет — это некомфортно для человека с фобией, но это единственный способ увидеть землю и города с такой высоты, других возможностей у человека нет (не все же могут быть космонавтами). Плюс на сегодняшний день это самый скоростной вид транспорта, позволяющий максимально экономить время.

Непосредственно перед посадкой на рейс допускается принять таблетку с валерьяной или другое успокоительное (после консультации с врачом).

Авиалайнер в небе

Надежность самолетов и профессионализм людей

Пассажирские авиаперевозки — это многомиллиардный бизнес, в котором заняты высокие профессионалы на многих уровнях: служба безопасности, сервисное обслуживание, команда диспетчеров, экипаж. Безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б — это их работа.

Самолеты — более безопасный вид транспорта по сравнению с автомобилями и поездами. Риск погибнуть в авиакатастрофе ничто мал по сравнению с риском попасть в автомобильную аварию. Самолеты падают редко, и на это всегда есть целый комплекс причин и обстоятельств, которые тщательно расследуют специально созданные комиссии во избежание повторения подобного в будущем. Согласитесь, глупо утверждать, что я боюсь лететь на самолете, потому что это самый безопасный вид транспорта.

Обратите внимание! Если страшно лететь на самолете, можно вспомнить, что требования к безопасности в аэропортах постоянно повышаются, бдительный контроль и досмотры оставляют мало шансов на то, что на борту окажется неконтролируемый опасный объект или материал.

Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много.

Самолеты обслуживаются согласно техническому регламенту. Существует несколько видов проверок вне ремонтного цеха:

  • транзитная перед каждым вылетом, включающая визуальный осмотр, проверку двигателей;
  • ежедневная техническая проверка основных систем и узлов, аварийного оборудования;
  • еженедельная техническая проверка и замена масел, осмотр шасси, внутренних систем.

Помимо этих периодических осмотров, через определенное количество часов налета проводится углубленное техническое обслуживание в ангарах. Так, после 500-800 часов лайнер отправляется на плановую проверку на двое суток. А каждые 5-7 лет проводится самая серьезная проверка с разборкой основных узлов, заменой деталей, переоборудованием систем, покраской и так далее. Этот процесс занимает до двух месяцев, в течение которых летательный аппарат получает существенное техническое обновление.

Интересно. Самолеты безопасны примерно до 30 лет, и даже после этого их продолжают эксплуатировать, но уже не для пассажирских перевозок, а для грузовых (так, некоторые модели Boeing продолжают нести службу и в 40-летнем возрасте). Таким образом, технический ресурс воздушных судов весьма долговечен.

Все системы в самолете дублируются (имея минимум два двигателя, самолет способен лететь и на одном), а некоторые из них имеют больше двух резервных систем (три топливные, четыре тормозные системы). Какова вероятность, что все они откажут одновременно?

У людей с аэрофобией нередко наблюдается недоверие к работе пилотов и обслуживающего персонала. Конечно, человеческий фактор присутствует, но помимо длительного обучения пилоты проходят общее медицинское и психологическое освидетельствование, перед каждым рейсом проводится предполетный досмотр пилотов и бортпроводников, а до 70-80 % времени полета судном управляет автопилот, под контролем человека, разумеется.

Предполетная проверка

Испытывать страх перед чем-то, что может показаться неконтролируемым, — это нормально. Но гражданская авиация — одна из самых регламентированных отраслей экономики. Всего учесть нельзя, жизнь полна рисков, и можно просто отказаться от полетов на воздушных судах, а можно перебороть себя и не позволить страху управлять своей жизнью.

Стоит включить логику и здравый смысл. Разве рационально бояться самого безопасного транспорта? С точки зрения логики боязнь летать никак не обоснована. Куда логичнее бояться более опасных видов транспорта, а по статистике ими являются как раз автомобили и поезда. Как перебороть страх полета на любом самолете — вопрос, на который каждый пассажир сможет дать себе ответ. И вопрос «что делать, если боюсь летать на самолете» останется в прошлом.