Свободное передвижение между городами, странами и континентами всегда было основным приоритетом человечества. С древних времен караваны купцов с различной продукцией пересекали рубежи стран и целые континенты. В дальнейшем для большей доступности, свободы и скорости передвижения люди пересаживались с лошадей на железный транспорт. Сначала это были поезда, потом наука пошла дальше, и братья Райт изобрели самолет. Но поезд всегда был и есть наиболее распространенным и массовым видом транспорта не только для перевозки пассажиров, но и транспортировки грузов.

С течением времени железнодорожный транспорт все более совершенствовался, сначала создавались локомотивы на паровой тяге (паровоз), потом им на замену пришли более совершенные машины с двигателями внутреннего сгорания, ну а далее электропоезд, работающий только на электрической энергии. На данный момент последним словом техники являются составы на магнитной подушке. С необходимостью перевозки большего числа пассажиров и грузов все более длинными становились эшелоны, длина которых иногда достигала колоссальных размеров.

Поезда мира

Самые быстрые, мощные и длинные поезда:

  • Самый мощный и быстрый поезд в мире, использующий рельсы — ТGV РОS из Франции. Максимальная скорость его равна 574 километра в час;

Французский рельсовый рекордсмен TGV POS

  • Самый быстрый поезд на воздушной подушке — французский Аэротрейн 180, максимальная скорость которого составляет 430 километров в час;
  • Самый быстрый паровоз — британский Маллард «Дикая утка» смог достичь скорости в 202,7 километра в час;
  • Быстрейший реактивный — американский М-497 разогнался до 296 километров в час, реактивные двигатели установили на крыше;
  • Пассажирский самый длинный состав в мире, он же и самый тяжелый и высокий: в Бельгии в 1991 году с помощью тягового электрического везущего вагона был собран поезд длиной почти 1733 метра, состоящий из 70 пассажирских вагонов. Вес поезда был равен 2786 тоннам;
  • Длиннейшая поездка на пассажирском поезде — Москва (Россия) — Пхеньян (Северная Корея). Расстояние составляет 10 215 километров;
  • Самый долгий железнодорожный маршрут — Харьков-Владивосток, длина маршрута равна 9715 километрам;
  • Самый длинный товарник — австралийский перевозчик железной руды, состав длиной 7353 метра, собранный из 682 вагонов;
  • Самый длинный пассажирско-грузовой состав — Мавританский, длина его равняется более чем 3 тысячам метров. В основном вагоны грузовые для перевозки руды, но есть несколько пассажирских.

Рекордсмены из Китая и Африки

Китайские и африканские представители железнодорожного транспорта славятся своими рекордами и антирекордами.

Китай

Например, в Поднебесной 21 февраля 2018 пассажирские железнодорожные перевозки установили рекорд перевозимых пассажиров за день, количество их составило более 12,1 миллиона человек. Эта сумма на 1,5 миллиона человек больше, чем в предыдущем году. Происходит это на праздник Весны.

Важно! По железнодорожному маршруту между Пекином и Шанхаем курсирует состав со скоростью 350 километров в час, но властями было решено ограничить ее до 300 километров в час.

Компания СRRС разрабатывает магнитовоз, максимальная скорость которого сможет достигать 600 километров в час, проект планируется закончить в 2020 году. Пробный состав поставят на рельсы уже в 2019 году. Путь из Пекина в Шанхай данный рекордсмен сможет проехать за 2 часа. Передвигаться он будет на магнитной подушке, что позволяет снизить трение о дорожное полотно до минимума.

Метро Пекина — рекордсмен по количеству перевозимых пассажиров.

Африка

Африканский самый большой поезд в мире находится в Мавритании, будет рассмотрен отдельно.

В Южно-Африканской республике курсирует самый роскошный состав в мире. Маршрут проходит из города Кейптаун до Претории, длина его 1600 километров.

Самый роскошный ж/д состав в мире из ЮАР

Мощные поезда США и России

Россия

  • Самый быстрый поезд, курсирующий по рельсам: тепловоз ТЭП80-002 в 1993 году разогнался до 271 километра в час;
  • Самый быстрый паровоз достиг 170 километров в час в 1938 году на участке между городами Лихославль и Калинин;
  • Электропоезд «Сапсан» разгонялся до 250 километров в час на участке между Москвой и Санкт-Петербургом. Происходило это в 2011 году.
  • Самый длинный состав среди пассажирских. В 1988 году из Москвы следовал состав, состоящий из 32 пассажирских вагонов. Средняя длина поезда составляла 845 метров;
  • Самый длинный и тяжелый состав, перевозящий грузы. В 1986 году следовавший из Экибастуза состав из 439 вагонов перевозил более 43 тысяч тонн. Длина состава равнялась 6,5 тысячам метров.

США

  • Компания «Юнион Пасифик» запустила в 2010 году тестовый поезд для проверки мощности созданной недавно новейшей разработки локомотива. Длина его составляла 5,6 километра. Направлялся рекордсмен из города Даллас в город Лонг-Бич.
  • Паровоз «Антилопа» в 1848 году достиг скорости более чем 96 километров в час, что тогда стало рекордом. На тот момент это был самый мощный железнодорожный состав не только в США, но и мире.

Австралия и базирующиеся там большие составы

Страна Австралия имеет в своем распоряжении самый длинный состав, используемый для перевозки грузов. Непосредственно принадлежит металлургическому гиганту «Рио Тинто». Используется для перевозки руд, может транспортировать около 30 тысяч тонн груза. Перемещают весь этот груз целых три локомотива, закрепленных последовательно. Длина состава равна 2,5 километрам.

Эта же компания одна из первых в мире провела испытания беспилотного железнодорожного грузового передвижного механизма. Название проекта — Auto Haul. Такой проект разрабатывается для экономии средств, поскольку нет необходимости в машинистах, оплате их труда, остановках для ночлега и питания. Поезд может стать первым в мире беспилотным составом.

Компания ВНП Billiton владеет железнодорожным транспортным средством длиной 3,3 километра, состоит оно из 365 вагонов, перевозящих железную руду. Используются для приведения в движение этой махины целых 6-8 локомотивов. Этот длинномер является самым длинным грузовым товарняком в Австралии.

Длиннейший в мире товарно-пассажирский поезд из Мавритании

Мавритания славится своими длинными поездами, которые в основном работают на перевозке руды из рудодобывающих шахт в портовый город Нуадибу. Линия принадлежит Государственной горнодобывающей компании страны.

На заметку. На линии используются только очень большие длинномеры, минимальная длина которых стартует с отметки в 2,5 километра. Ведут такой товарник, вес которого достигает 40 тысяч тонн, несколько тепловозов американской компании «Дженерал Моторс».

Такой мощный эшелон включает в себя обычно 170-180 вагонов. Один из таких гигантов Гиннес внес в свою книгу рекордов:

  • Это железнодорожный эшелон, состоящий из двух сотен вагонов и длиной около 2,8 километра. Перевозит уголь и нефть в портовый город из горнорудных шахт. В нем есть несколько вагонов для пассажиров и персонала, поэтому он считается грузопассажирским. Однако из-за бедности местное население не может купить себе билеты на этот поезд и путешествует в обычных товарных вагонах.

Рекордно длинный мавританский грузопассажирский поезд

Большие по вместимости поезда для путешественников

Пассажирский самый длинный поезд в мире, в то же время он является самым массивным, был запущен в Бельгии в 1991 году с помощью электротягового аппарата. Там был собран поезд длиной почти 1733 метра, состоящий из 70 пассажирских вагонов, общим весом, равным 2786 тоннам. Однако это была всего лишь испытательная поездка в благотворительных целях для медицинского научного института.

Обратите внимание! В наши дни первую строчку среди самых длинных и вместительных поездов занимает состав под названием Ghаn. Действует он в Австралии. Длина его состоит от 16 до 26 вагонов.

Во время праздников и выходных дней к нему прицепляют еще большое количество вагонов, и тогда их количество составляет около 100. Длина поезда в таком состоянии равна 1,3 километра. Он проезжает более 3 тысяч километров на протяжении двух дней пути.

Длиннейший состав из существующих

Первую строчку в рейтинге топ — самых длинных железнодорожных колонн занимает собственность компании BHP из Австралии. Там в 2001 году компанией был создан гигант длиной 7,3 км и состоящий из более чем 630 вагонов. Для приведения его в движение использовались целых 8 локомотивов от американской компании «Дженерал Электрик».

Важно! Рассмотренные поезда являются рекордсменами по длине на сегодняшний день. Однако с развитием перевозок пассажиров и грузов развиваются и поезда.

Каждая страна и компания стремятся создать все более вместительный и быстрый состав для наибольшей выгоды и наименьших затрат. На данный момент уже можно встретить проекты беспилотных и экологически чистых локомотивов, и это еще не предел.