Boeing 737-500 — это одна из моделей самолётов семейства 737, самого популярного в мире среди пассажирских. Относится к узкофюзеляжным воздушным судам. Принадлежит ко второму поколению (737 Classic), которое пришло на смену первому (Original).
Модификацию Боинг 737500 представили в 1990 году вместе с остальными (-300 и −400). Её создали, укоротив на 2 метра базовую версию (737-300) с увеличенной дальностью пути на 2 метра. Такой самолет боинг 737 500 стал современной (на тот момент) альтернативой Аэробусу А319 и заменой значительно устаревшему Боингу 737-200. Всего было произведено 389 экземпляров.
В свою очередь, когда стал устаревать уже 737-500, вместо него c 1999 года стали производить 737-700/700ER, так как характеристики Боинг 737 500 уже перестали удовлетворять заказчиков. Буквы ER, по традиции компании Boeing, означают extended range, что в переводе означает «увеличенный запас хода». Это качество актуально для авиакомпаний, которым удобно выполнять длинные перелёты даже на компактных самолётах. Ведь каждый цикл взлёта и посадки — это большое количество потраченного топлива, расходы на обслуживание в аэропорту и, разумеется, потраченное время.
Основные технические характеристики Boeing 737 500
- длина — 31 метр;
- размах крыла — 28.88 метра;
- высота — 11.13 метра;
- максимальная ширина пассажирского салона — 3.53 метра;
- максимальная высота — 2.13 метра;
- максимальная взлётная масса — 60.55 тонны;
- максимальная полезная нагрузка — 15.5 тонны;
- запас топлива — 20105 литров;
- крейсерская скорость — 910 км/ч;
- максимальная дальность полёта с полным салоном пассажиров и заправленными баками топлива — 5550 километров;
- пассажировместимость — 108/122/132 человека.
Некоторые бывшие и нынешние эксплуатанты в мире:
- S7 (бывшая «Сибирь»)
- «Трансаэро» (ныне банкрот);
- «Белавиа» (belavia) — национальный авиаперевозчик Республики Беларусь);
- «Нордавиа» (nordavia);
- МАУ (Международные Авиалинии Украины);
- AirBaltic (Рига, Латвия);
- «ВИМ авиа»;
- «Ред Вингс» (Red Wings);
- «Россия» (дочерняя компания Аэрофлота)
- «Скат» (Scat — Шымкент, Республика Казахстан);
- Georgian Airways (Грузия)
Основных вариантов салона 737-500 — три:
- только экономический класс, малое расстояние между креслами — 132 пассажира;
- также только эконом, но расстояние увеличенное — 122 человека;
- эконом и бизнес-класс — 108 пассажиров.
Как это принято в авиации, каждый перевозчик самостоятельно определяется с такой конфигурацией интерьера, которая подходит именно ему, исходя из различных параметров.
Например, «чистые» лоукостеры, а также те компании, которые специализируются на чартерных перевозках, выбирают максимально возможное количество мест. Но конкретно 737-500 им не очень интересен, в этом семействе они предпочитали «базовый» 737-400, так как он вмещает больше людей. Поэтому ответ на вопрос «какие места боинг 737 500 лучше или хуже?» зависит от авиакомпании и конкретного борта.
В качестве примера можно рассмотреть Boeing 737-500 авиакомпании Utair. Она входит в «Группу Ютэйр» и помимо самолётов владеет также большим количеством вертолётов. Базовым аэропортом является Внуково (Москва), а штаб-квартира находится в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ).
Непосредственно у модели 737-500 этот показатель заметно выше — почти 22 года.
Компоновка
«Ютэйр» использует Боинги 737-500 в двух вариантах. Они отличаются количеством мест бизнес- и эконом-класса. На схеме салона боинга 737 500 показаны как лучшие места, так и те, которые выбирать не стоит. Все самолёты этого типа зарегистрированы на Бермудских островах, что часто встречается в нашей стране (таково требование лизингодателя, ведь в собственность воздушные суда сейчас приобретает мало кто из авиакомпаний, как крупных, так и мелких — это невыгодно).
Конфигурация 8+114
Она подразумевает следующее расположение мест в Боинге 737 500: 8 кресел в бизнес-классе и 114 -в экономе.
Бизнес-класс
Два ряда по 4 кресла, которые установлены по схеме 2+2. Нумерация мест — АС/DF.
Сиденья очень удобные и комфортные, однако, есть и свои особенности.
Ряд 1. Места для ног много, но впереди — стенка. Смотреть придётся в неё, а это нравится не всем. Зато на пассажиров никто не сможет откинуть кресло. Столики расположены в подлокотниках. А вот туалета в носовой части салона опасаться не стоит — он предназначен только для четырёх пассажиров бизнес-класса, поэтому очереди и толпы в это помещение вряд ли возникнут.
Ряд 2. Позади расположена мягкая шторка, разделяющая классы обслуживания (за ней, соответственно, находится уже эконом-класс). Угол откидывания спинок кресел это не «режет» (о чём позаботились конструкторы), зато нет неприятного ощущения, что кто-то постоянно «сверлит» взглядом в спину.
Эконом-класс
Ряды 3-20. Компоновка 3+3, нумерация ABC/DE
Ряд 3. С него начинается обслуживание, а потому пассажирам будет доступен полный набор еды и напитков. Впрочем, Utair перестала кормить на коротких рейсах (менее четырёх часов), так что этот фактор является в данном случае практически неактуальным. Зато нужно будет на протяжении всего перелёта смотреть в стену (т.е. в шторку). Вдобавок — нерегулируемые столики в подлокотниках. Зато места для ног здесь больше, чем на остальных рядах, а потому Utair предлагает выбрать их в рамках услуги «Выбирают комфорт», (то есть за деньги).
Ряд 5. По правому борту отсутствует иллюминатор. Но можно использовать тот, что напротив следующего, шестого ряда.
Ряд 8. Спинки в нём не откидываются из-за того, что сзади расположена секция аварийных выходов. Не лучший выбор.
Ряд 9. И снова — платные места (во всяком случае, у Utair). Зато комфортно благодаря запасным выходам.
Вещи на пол также класть запрещено.
Ряд 19, предпоследний. Места С и D, расположенные у прохода, можно смело назвать одними из худших при такой конфигурации салона. Ведь через ряд — два санузла. Мимо постоянно будут ходить люди (больше сотни человек), создавая толпы, а также рискуя запачкать одежду сидящих на 19-м ряду.
Ряд 20. Наихудший в этой версии салона. Спинки не откидываются вообще. Сзади — оба туалета для пассажиров эконом-класса. Запахи (даже если туалет полностью обслужен, они будут) и звуки, мягко говоря, не добавят комфорта пассажирам. Одно утешение — Boeing 737-500 не предназначен для дальних рейсов. Но и несколько часов просидеть так — сомнительное удовольствие.
Конфигурация «0+126».
Как можно догадаться, в этой версии вообще нет бизнес-класса — такие самолёты у «Ютэйра» тоже прсутствуют, и они постоянно используются, как и те «пятисотые», в которых бизнес есть.
Общее количество рядов — 21. Сиденья установлены по 6 в ряд, проход — между тройками (схема 3+3). Нумерация мест — ABC/DEF.
Ряд 1. Увеличенное пространство для ног (за которое нужно доплатить). Вдобавок никто не откинет спинку на пассажира. Столики находятся в подлокотниках. Туалет — в носовой части, и, в отличие от версии с бизнес-классом, этот санузел будет использоваться активно, ведь он предназначен не для четырёх, человек, а, по сути, для всей передней половины салона.
Ряд 9. Спинки кресел заблокированы в одном положении, потому что сзади — аварийные выходы. Придётся сидеть почти вертикально.
Ряд 10. Здесь можно сидеть очень комфортно — ведь рядом запасные выходы. Правда, для этого нужно предварительно внести соответствующую плату (в случае с «Ютэйром») и отвечать требованиям, которые предъявляются к тем, кто сидит на данных местах (понимать русский или английский, не путешествовать с ребёнком, не быть беременной женщиной, не страдать серьёзным физическим или умственным заболеванием и т.д.).
Ряд 20, места С и D. Мимо в туалеты будут ходить люди. Стоит опасаться повреждений вещей — ненароком могут порвать. Сами толпы, снующие взад-вперёд, тоже вряд ли кого-то обрадуют.
Ряд 20, последний. Лучше избегать этих мест. Ведь спинку откинуть не получится вообще — она заблокирована. Сзади — оба туалета, поэтому придётся слушать не очень приятные звуки и вдыхать «особые» ароматы.
Самолёт Boing 737-500 неплохо подходит для относительно коротких рейсов (ведь он для них, собственно, предназначен). Здесь рассмотрены варианты, которые могут встретиться у авиакомпании Utair (две типичных конфигурации). Но у других перевозчиков салон (и, соответственно, его схема) может существенно отличаться. Неправильно сделанный выбор места может превратить путешествие в пытку. Поэтому стоит отнестись к этому серьёзно и внимательно.