Поезд считается наиболее удобным и демократичным способом передвижения. Стоимость билетов вполне приемлемая, для пассажиров созданы комфортабельные условия. Это оправдано, когда предстоит долгий, многочасовой путь. Как выглядит современный пассажирский вагон? Что можно найти внутри, какие разновидности вагонов есть в РЖД? Стоит разобраться подробнее.
Содержание:
Классификация и характеристика пассажирских вагонов РЖД
Перед приобретением билетов, клиенты обязательно выясняют, какие отсеки есть.
В РЖД существует несколько видов:
- Без спальных мест – салон напоминает самолет эконом-класса. Ряды кресел разделены одним проходом посередине. Если поезд пригородный, то сидения будут жесткие, если межобластной – мягкие. Впрочем, такие поезда не рассчитаны на дальнюю дорогу.
- Общий вагон – тот же плацкарт, но там люди сидят вместе по трое на полках внизу. Верхние либо не используются, либо отсутствуют.
- Со спальными местами. Это плацкартный вагон, где имеются открытые (без дверей) купе, где 4 стандартных места. Напротив, через проход, два боковых. Багаж складывается внизу, под нижними полками.
- Купейные вагоны имеют 9 одинаковых 4-х местных купе, каждое снабжено раздвижными дверьми. Внутри 4 отдельных места, имеется багажное отделение (внизу, под нижними полками).
- Спальные вагоны, имеющие повышенную комфортность. В них расположены купе Люкс (или СВ). Также 9 одинаковых купе, но в каждом 2 места, обычно внизу. Во многом комплектация схожа с купейными вагонами, просто больше комфорта.
- Вагоны премиум-класса. Они имеются на туристических поездах. В вагоне всего 4-5 купе за счет их большого размера. Внутри кроме спальных мест могут быть кресла, ванная комната (туалет, душевая кабина), телевизор и пр.
- Двухэтажные вагоны – редко встречаются на поездах РЖД. Как правило, это вагоны повышенной комфортности. Сейчас они имеются на поездах, следующих из Москвы в Воронеж, Санкт-Петербург и другие города. Позволяют перевозить больше пассажиров, это сказывается на стоимости билета.
- Грузовые вагоны. Они осуществляют грузоперевозки по территории всей России. Оснащение и внешний вид вагонов различаются смотря по типу перевозимого ими груза. Если это жидкие вещества, то для них имеются специальные большие емкости (рефрижераторы). Если материал сыпучий – закрытые герметичные вагоны. Для крупных грузов предназначены полуоткрытые или открытые вагоны, где можно закрепить груз. Кроме внешности они различаются по размерам, форме и грузоподъемности.
Это основная классификация, общая для всех поездов: скоростной, пассажирский, туристический. Детали уже зависят от самой компании – перевозчика. В РЖД существуют даже большие, двухэтажные поезда.
Типы пассажирских вагонов в РЖД
Существуют краткие буквенные обозначения различных типов вагонов. Они указаны на билете, также имеются в описании рейса на сайте.
Типы вагонов | Обозначение | Описание |
---|---|---|
Сидячий | С | Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения. |
Общий | О | Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются |
Плацкартный | П | 4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков. |
Купейный | К | 4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери. |
Мягкий | М | В большинстве там трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор). |
Люкс/СВ | Л/СВ | Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор. |
Новые вагоны РЖД отличаются повышенной комфортабельностью, даже в обычных купе стоят удобные полки, туалет лучше оборудован, работает интернет и есть розетки.
Особенности оборудования пассажирских вагонов РЖД
Российские железнодорожные компании – перевозчики, кто занимается выпуском собственного транспорта, стараются переоборудовать вагоны, внеся больше индивидуальных черт, которые могли бы приглянуться пассажирам. Основные классы вагонов остались неизменными, однако в оформлении появилось много нюансов.
Некупейные вагоны разных моделей
Некупейными считают пассажирские составы, где нет отдельных купе. Это общий (категория С) вагонный отсек и плацкарт. Общая черта – наличие кресел, где пассажиры сидят как в самолете. При этом компоновка, условия и расположение кресел в разных поездах могут различаться. Ориентироваться можно по буквенным сокращенным обозначениям (общие):
- 1С, 2С или 3С – обычно 1-2 классы имеют кондиционер (не всегда), 3 – точно нет; список услуг, предлагаемых дополнительно, зависят от самого поезда (Сапсан, межобластной);
- 1Р – подобная маркировка встречается у новых вагонов двухэтажных, где общая стоимость приобретенного билета включает питание, гигиенический набор и возможность попросить плед;
- 1В – специальный отсек, где надо выкупать все имеющиеся места, удобен когда едут группами, в стоимость включается питание, индивидуальные гигиенические наборы и пресса;
- 2Р – люкс, предлагающий пассажирам повышенную комфортность, есть кондиционер и свой биотуалет, в стоимость включаются холодные закуски;
- 2В и 3Ж – кондиционер есть/нет вопрос, дополнительных услуг точно нет, зато можно перевозить там животных;
- 2Е – обычный сидячий люкс, есть кондиционер, но биотуалет под вопросом.
Новые плацкартные вагоны также имеют ряд особенностей. Их относят к 3 классу:
- 3Э – вагонный люкс плацкарт, работает кондиционер, есть биотуалет;
- 3Т – кондиционер есть, но биотуалет под вопросом;
- 3Д – имеется кондиционер, нет гарантии наличия биотуалета, зато перевозка животных разрешена;
- 3У – напоминает 3Д, только кондиционер не гарантирован;
- 3Л – нет кондиционера и биотуалета.
Вагоны межобластного сообщения разных моделей
Поезда, курсирующие внутри страны между областями. Как правило, они рассчитаны на близкие и средние расстояния. Различают скоростные поезда как «Сапсан» или «Стриж» и обычные пассажирские.
Поезд «Сапсан» — вагоны в нем все кондиционируются:
- 1Р – отдельное купе-переговорная, выкупается целиком, есть напитки, удобные кожаные кресла, оборудованная современным проектором переговорная;
- 1В – обычное место 1 класса, без переговорной;
- 1С – бизнес-класс, есть кресла, шкафы, удобные спальные места; высококлассное обслуживание, розетки, напитки, питание заказывается с Меню;
- 2С – эконом-класс, сидячий состав, есть вешалки, наушники, отделение для помещения багажа;
- 2В – «эконом+», там просторнее, имеется розетка, доступен ланч-бокс;
- 2Е – места в специальном вагоне-бистро, купить билет можно через интернет, предусмотрено питание.
«Стриж» — технически укомплектованный современный поезд. Везде есть кондиционер, бесплатная питьевая вода, работают современные биотуалеты, есть видеомониторы, а поезд всегда сопровождает охрана. Пассажирам доступны розетки:
- 1Е – СВ (ВИП), купе, реализуется целиком, имеются 2 отдельных места, верхняя полка может складываться, а нижняя – трансформироваться в два удобных кресла, повышенный комфорт (санузел, сейф, телевизор, питание), вдобавок можно перевезти животных;
- 1Э – напоминает 1Е, но можно приобрести билет отдельно, не выкупая все купе;
- 1Р – 1 класс, комфортабельные сидячие вагоны, там удобно, в стоимость включается питание, гигиенический набор;
- 2С – 2 класс, обычные, сидячие составы.
Купейные вагоны разных моделей
Чаще всего люди предпочитают брать купе. Удобства есть, стоимость билета вполне доступная. Характеристика купейных вагонов разных поездов имеет ряд отличительных черт, которые можно выявить заранее, если знать значение обозначений:
- 2Э – новый плацкартный вагон РЖД, подразумевающий повышенную комфортность, имеется кондиционер, в стоимость кроме билета входит еще питание, гигиенический набор, можно по необходимости перевозить животных;
- 2Э (двухэтажный поезд) – напоминает 2Э в стандартном поезде, но там нет гигиенических наборов и свежей прессы;
- 2Б – напоминает 2Э, только наличие биотуалетов под вопросом;
- 2К – работает кондиционер и биотуалет имеется, можно по необходимости перевозить животных, дополнительные услуги – только предоставление постельного белья;
- 2У – напоминает 2К, только нет гарантии наличия биотуалета;
- 2Л – стандартные условия, из дополнительных услуг только белье, в составе не обязательно будет работающий кондиционер или биотуалет, зато животных при необходимости перевезти можно;
- 2Д – обычное купе, при этом можно не брать белье, нельзя перевозить животных и нет гарантии на наличие кондиционера или биотуалета;
- 2Т – если перевозчик это ЗАО «ТКС», то компания предлагает ужин/завтрак (на выбор), гигиенический набор, прессу и тапочки. Составы хорошо кондиционируются, есть биотуалеты, ЖК-монитор, розетки, даже сейф. По запросу выдается детский манеж. Нельзя провозить животных.
По габаритам купейные составы не слишком отличаются от СВ или плацкарта. Исключение – 2-х этажные новые поезда. Там не только размеры, но и схема расположения купе другая.
СВ вагоны разных моделей
Это комфортабельные люксы, имеющие просторные 2х местные купе. Всегда кондиционируются и стоимость белья обязательно входит в общую цену билета. Считаются 1 классом:
- 1Б – настоящий бизнес-класс, оплатив билет, пассажир получает – напитки, вкусное питание, свежую прессу, индивидуальный гигиенический набор, выкупается купе, можно провозить животных;
- 1Э – напоминает 1Б, только можно приобрести билет, не все купе целиком;
- 1У – никаких дополнительных услуг (кроме белья), уровень комфорта напоминает 1 класс и можно перевозить по необходимости животных;
- 1Л – он же СВ, дополнительных услуг правда нет, вагон кондиционируется, но не гарантировано наличие биотуалета, можно перевозить по необходимости животных;
- 1Б – или «бизнес ТК», подобный состав имеется в поездах от перевозчика ЗАО «ТКС», где пассажирам предложат вкусный ужин, сытный завтрак, разные напитки и отдельные гигиенические наборы, свежую прессу, белье. Люксы хорошо кондиционируются, есть душ, туалеты, телевизор.
Купе все двухместные, всего 8-12 мест бывает на вагон:
- 1А – внутри состава есть 4 отдельных купе, салон-бар, внутри купе раскладной удобный диван-кровать (120 см), стандартная верхняя полка, кресло;
- 1И – напоминает 1А, разница лишь в отсутствии бара, но его заменяет пятое купе;
- 1М – также, только внутри вагона 6 отдельных купе;
- 1Г – позволяет перевозить с взрослыми 2-х детей (1-12 лет) бесплатно, если взрослых двое – 1 ребенок на купе, в купе имеется раскладной диван-кровать удобный, стандартная полка сверху. Выкупать можно купе или одно место.
Вагонов международного сообщения разных моделей
Это специальные вагоны РИЦ. По их чертежам видно, что есть 2-х местные комфортабельные купе и 3-х местные:
- 2-х местные – похожи на составы люкс;
- 3-х местные (2И) – это просторное трехместное купе, где полки расположены все вертикально. Имеется кресло, маленький умывальник, предоставляется белье.
В РФ существует несколько поездов, курсирующих по дальним международным рейсам как Москва-Берлин или Москва-Париж.
Двухэтажные вагоны
Создание высоких двухэтажных люксов стало приятной новостью для пассажиров. Сейчас они курсируют по нескольким межобластным маршрутам. Например, Кисловодск-Москва или Москва – Казань.
Плюсы:
- создан удобный для пассажиров график передвижения;
- такие поезда способны перевозить больше людей;
- есть возможность снизить фактическую стоимость проезда на купе и СВ, больше мест все равно окупят затраты;
- безопасность экологии (эти составы созданы с применением новейших технологий и материалов);
- интерес людей – они выбирают 2-х этажные вагоны ради интереса, что также благоприятно скажется на прибыли.
Характеристика вагонов:
- купе – вместо обычных 36 целых 64 места;
- СВ – вместо 18 принятых – 30 мест;
- вагон-ресторан – рассчитан на 44-48 человек;
- в вагонах имеются изолированные 4-х местные и отдельно 2-х местные удобные купе (2 этаж).
Уровень сервиса в вагонах
О сервисе можно судить по наличию/отсутствию условий:
- кондиционер (имеется практически везде);
- биотуалет (не всегда);
- розетка (наличие уточнять);
- интернет (наличие уточнять);
- телевизор (только люкс, СВ);
- место размещения багажа (везде есть);
- горячая вода (в коридоре есть);
- постельное белье (выдается);
- гигиенический набор (люкс, СВ);
- душ (люкс, СВ);
- возможность перевезти животное (уточнять).
Новые модели пассажирских вагонов
Безусловно, наибольший ажиотаж вызвало появление комфортабельных 3-х этажных больших люкса. Удобные купе, лестницы, у проводника имеется микроволновка, настоящая кофемашина и термопот. Можно заказывать кофе или разогревать домашнюю еду.
Проводник удаленно регулирует климат (температуру, влажность), также может администрировать систему доступа и управлять всей энергосистемой.
У пассажиров имеются розетки, радио. Ловить станции можно самостоятельно. В купе как обычно есть 4 отдельных места и маленький откидной столик.
Минус таких составов – нет сверху третьих полок, весь багаж придется умещать внизу.
Кроме них выпущены модели:
- 61-4441 – стандартный купейный вагон (шестиместные купе);
- 61-4444 – вагончик-ресторан.
Их присоединили к составу фирменного скоростного поезда «Буревестник».
Вывод
РЖД развивается, стараясь учитывать все создаваемые новые технологии. В вагончиках уже появился интернет, душ, ЖК мониторы. В «люксе» путешествие кажется комфортным и не доставляет никаких проблем.
Кроме РЖД перевозками занимаются другие русские железнодорожные компании, хоть их удельный вес на рынке ЖД перевозок пока невелик.