Содержание:
Ежегодно количество грузовых и пассажирских перевозок увеличивается в среднем на 3-5%. Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) для самой большой страны мира — крайне важная и необходимая вещь. Скоростная железная дорога Москва — Казань станет второй в России (первая соединила Москву и Питер).
Что это?
Высокоскоростная железнодорожная магистраль позволяет поездам набирать скорость до 550 км/ч. Однако на практике такая скорость не нужна и даже опасна, поэтому составы развивают скорость порядка 250-300 км/ч. Для её функционирования необходимо специальное (новое) техническое оснащение путей сообщения, а также строительство новых вокзалов, способных принимать такого уровня электропоезда и увеличившийся грузо- и пассажиропоток. По новой, свежей, дороге должны пройти высокоскоростные поезда нового поколения (в России это «Сапсаны»).
История
О том, что высокоскоростная железная дорога позволяет решать сразу несколько стратегически важных вопросов для страны, понимали ещё в прошлом веке, однако в связи с колоссальными затратами на её строительство и обслуживание не все даже сверхдержавы могут позволить себе такие проекты. Впервые мир узнал о ВСМ в 1964 году.
Тогда она соединила два главных города Японии — Токио и Осаку. За Японией последовала Франция в начале 1980-х. Вскоре вся Европа оказалась в паутине высокоскоростной железнодорожной магистрали. Просчитав все возможные экономические выгоды, вскоре Китай решил обзавестись такой железной дорогой. Сейчас он мировой лидер в этой сфере.
В ногу со временем шагает «Евразия»
ВСМ Москва — Казань — это всего лишь часть длинной железной дороги, призванной соединить 2 мировые столицы — Москву и Пекин, а это 7000 км. Китайская часть пути уже практически полностью построена. Впервые о проекте «Евразия» заговорили в 2012 году, по плану он должен быть завершён к 2030 году.
Однако начало строительства несколько раз откладывали, и на август 2018 года работы по-прежнему не начаты. Цена его составляет 240 млрд долларов. Отрезок пути Москва — Казань составляет 760 км, его планируют сдать к 2025 году.
ВСМ Москва — Казань в цифрах
ВСМ Москва — Казань пройдёт по следующему маршруту:
- Москва — Владимир (200 км);
- Владимир — Нижний Новгород (215 км);
- Нижний Новгород — Чебоксары (235 км) и до Казани (120 км). На этом отрезке будет использовано 13000 га земли.
Строительство планируют закончить к 2025 году.
На карте плана обозначены следующие остановки: Помары, Чебоксары, Полянки, Нива, Нижний Новгород, Стригино, Дзержинск, Гороховец, Ковров, Владимир, Петушки, Орехово-Зуево и Ногинск. Время в пути сократится втрое: с 14 часов 7 минут до 3 часов 30 минут.
Подробно о Владимире
5,5 тысяч га земли города Владимир и Владимирской области будет использовано в строительстве новой дороги, протяжённость которой на этом участке составляет порядка 251 км — (246 км областного пути и 5 км непосредственно в городской черте).
Прохождение электропоездов из Москвы во Владимир после строительства магистрали будет занимать не больше часа. В планах построить новый железно-дорожный вокзал.
Проект по строительству ВСМ во Владимирской области уже прошёл всевозможные экспертизы.
Сложность этого участка заключается в том, что проектировщики не смогли предотвратить сноса домовладений. Итогом строительства во Владимирской области станет:
- вырубка 25 688 га леса;
- строительство 200 мостов, 20 эстакад, 10 путепроводов;
- постройка 4 станций-остановок: в Петушках, во Владимире, Коврове и Гороховце;
- новый жд вокзал в Гороховце (в 5 км от гипермаркета «Глобус»);
- снос 3-4 жилых строений в деревне Старое Перепечино.
Что принесёт с собой дорога
Вот уже около 10 лет не смолкают споры о том, нужен ли России такой дорогой долгострой. Как бы то ни было, решение о строительстве принято, работы на некоторых участках на август 2018 года идут на полном ходу. Что же даст магистраль?
Плюсы:
- Столь масштабный проект подразумевает многомиллиардные закупки стройматериалов, которые, по условиям контракта, будут производиться на территории РФ (многие заводы получат долгосрочные заказы, вынуждены будут увеличить объёмы производства, а это приведёт к повышению заработной платы рабочим).
- Эксплуатация ВСМ потребует строительства не только новых путей сообщения, но и новейшей инфраструктуры: вокзалы, автодороги на подъездах к жд станциям, новые линии ЛЭП, водопроводы и т. д.
- Появление ВСМ неизбежно приведёт к увеличению пассажиропотока, а это создаст все условия для развития малого бизнеса.
- Граждане за небольшие деньги сэкономят массу времени. Для сравнения: из Москвы до Казани сейчас поезда едут около 15 часов, после ввода в эксплуатацию ВСМ время в пути на этом отрезке составит около 4 часов.
Аргументы противников
Существует немало людей, считающих столь дорогой проект крайне невыгодным. Их аргументы таковы:
- Слишком долгий срок окупаемости (порядка 10 лет при благоприятных условиях).
- Привлечение денег частных инвесторов — крайне сомнительная перспектива, считают некоторые аналитики.
- Чтобы построить новую магистраль, придётся снести не один объект инфраструктуры, а также вырубить леса и снести частные домовладения.
- Цена на билет будет значительно выше, чем на обычный поезд. К тому же будет альтернатива — обычные поезда, самолёты и рейсовые автобусы.
- Скептики также сомневаются в том, что пассажиропоток увеличится в разы: ему неоткуда браться, считают они. А при существующем пассажиропотоке поезда вместимостью до 743 пассажиров будут работать в ущерб.
Строительство ВСМ — процесс неизбежный, его действие уже испытывают на себе некоторые регионы. Сможет ли столь важный международный проект окупить себя, и каким будет результат его воплощения в жизнь, на данный момент крайне трудно ответить.